ДОМ ДЛЯ СЕМЬИ
ГОД ПОСТРОЙКИ: 2019 — 2021
МЕСТО: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ: 1500 КВ.М
ФОТО: ОЛЬГА АЛЕКСЕЕНКО

ДОМ-ПРИЗРАК, ИЛИ ЭКВИЛИБР ЛЕТАЮЩИХ СТЕН

ВСЮ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕК СТРОИТ СЕБЕ СТЕНУ, КОТОРАЯ ЕМУ МЕШАЕТ, НО БЕЗ КОТОРОЙ ОН НЕ МОЖЕТ ЖИТЬ. ГЛАВНАЯ ТЕМА ЭТОГО ОБЪЕКТА — ‘РАЗРУШЕНИЕ’ СТЕНЫ

Фасадам дома отведена особая пластическая роль — нарушать законы физики. Идешь по дорожке вдоль дома и видишь отдельные фрагменты клинкерных стен с небольшими выносами, которые ‘сами по себе’ висят в воздухе или вырастают из ландшафта. Стеклянные поверхности, служат фоном и работают как зеркало — отражают небо и ландшафт. А стены, отделанные клинкером, возникают ‘из ниоткуда’ и ‘живут’ сами по себе, потому что весь объем дома растворяется в отражениях на зеркальных стенах. Апогей ‘супрематического’ пейзажа — фрагмент фасада на уровне третьего этажа. Он просто повис в воздухе — без опоры.

Границы внешнего и внутреннего полностью размыты. Вся жилая часть расположена за зеркальными фасадами, и в этом главное ‘волшебство’ — ты за стеклом, но тебя не видно. При этом окружение проникает в интерьер и становится его частью – изнутри ‘волшебное стекло’ выглядит как слегка тонированное (при определенном освещении его не видно вообще). ‘Потому что на самом деле стены — у нас в голове’, — поясняет Иван Шалмин.

Истинные размеры дома можно оценить, находясь в интерьере — стоя в просвете второго этажа и наблюдая объем двусветного зала с огромным двусторонним камином, отделанным шкурой. Высота антресольного этажа — 2,45, двусветного пространства — 6 метров. Грандиозный светильник, напоминающий трубы органа в католическом соборе, над огромным столом и прозрачное ограждение антресоли. Проектировать пустоту — это ли не кульминация мастерства?

Интерьеры расширяются ‘до бесконечности’. В большинстве помещений первого, второго, третьего этажа складывается ощущение, что стекла нет вовсе, что ты на улице. Но при этом ты защищен и можешь уединиться.

Но ярче всего ‘оксюморон’ проявится в зале с бассейном, где реализован принцип ‘твердой воды’, придуманный архитектором 12 лет назад (подробнее об этой идее в описании дома в Латвии). Благодаря перспективе будет казаться, что бассейн продолжается на участке, словно выходит наружу сквозь стекло. Структурное остекление только усилит ощущение, что в интерьере нет наружных стен. Деревянный потолок над бассейном просто ‘висит в воздухе’, ‘без опор’. Увидеть с улицы купающихся практически невозможно.

К слову, уличный водоем (‘зеркало внутреннего’) будет расположен вровень с газоном: за счет того, что борт бассейна спроектирован под углом 45 градусов, трава будет расти вплотную к воде. Уличный бассейн летом будет предназначен для осетровых, а зимой превратится в каток. Вода будет также использоваться для полива сада, в котором высадят плодово-ягодные деревья.

И еще один архитектурный ‘аргумент в пользу отражений’. С третьего этажа будет хорошо видно соседей. Но террасу со стеклянным ограждением отделали черным керамогранитом. В отражающей плоскости будет виден сад, а соседский дом визуально отодвинется от границ участка.

‘Все хотят жить за каменной стеной. Здесь мне удалось добиться того, что стена есть, но сквозь нее проходишь — и она растворяется’. Статичная архитектура обрела динамику. Архитектура все время находится в движении: композиция то раскрывается, то закрывается.

И правда, стеклянный фасад — это стена или окно? А парящие в воздухе стены защищают или наоборот приоткрывают завесу приватности? И то, и другое. Ни то, ни другое. По мнению Ивана Шалмина, это необходимая достаточность пользы, прочности и красоты. Или другими словами, лаконизм в архитектуре.

НАДЕЖДА ПЛОТНИКОВА, АРХИТЕКТУРНЫЙ ЖУРНАЛИСТ

НАЗАД ЛЕКЦИЯ С ПРИЗРАКОМ


 ivan.shalmin.art@gmail.com

(+7) 995 88 28 178