ЖУРНАЛ DOMUS
|АПРЕЛЬ 2010

domus 0.jpg

ПРОПИЛЕИ

РАЙТ ПИСАЛ, ЧТО ОБЫЧНОМУ АМЕРИКАНЦУ ДЛЯ ПОСТРОЙКИ ДОМА 100 КВ. М НУЖНО КАК МИНИМУМ 50 СОТОК ЗЕМЛИ. ЗДЕСЬ ЖЕ ЛИМИТ ЗЕМЛИ ИСЧЕРПАН.

На 50 сотках Ивану пришлось возводить два объекта (перед нами тот, что был закончен первым). Вписывая дом в окружающей лес и будучи ограничен площадью участка с одной стороны и отнюдь не маленькими размерами дома с другой, архитектор использовал "плотные" отделочные материалы: не белое дерево, а тёмное, чёрный клинкер. "Если бы дом сделали из других материалов, он был бы громоздкий, а в таком виде здание растворяется в этом лесу".

К слову, этот самый просвет - не случайность и не единственная задумка архитектора.  У Ивана Шалмина отношение к свету особое. Большинство его проектов не просто светлые, а по-весеннему ясные, свет в них "проживает" собственную жизнь, зависящую от множества внешних факторов. Он всегда - субстанция, которая наполняет и усложняет контекст, сообщая пространству дополнительное содержание.

Проект - результат четырёхлетней предварительной работы над концепцией, и поэтому в нем удалось использовать множество идей. Например, в бассейне реализован принцип "твердой воды" придуманный для Испании. Он заключается в следующем: за счёт прозрачного борта уровень воды поднят на 20 см. В результате купающиеся видят всё окружение, а не только то что около борта. "Однажды я обратил внимание на отражения, появляющиеся в воде, когда чаша бассейна выложена тёмной плиткой. В таком случае был практически черный графит. Мне настолько понравился возникающий эффект - как в омуте. Поэтому я выбрал черную плитку, усиливающую эффект отражений: ты словно купаешься в звёздах, в воде, в деревьях... Конструктивно ничего сложного нет. Переливной лоток находится рядом с прозрачным бортом, который может быть в обрешётке. В данном Случае он просто засыпан камнем и всё."

Еще один яркий элемент - открытая парадная лестница в светлом зале. Её предполагали сделать вообще без поручней, но хозяева отказались от этой идеи из соображений безопасности. Поэтому ограждение есть, но оно абсолютно прозрачное, из акрила, и не привлекает никакого внимания. Лестница - тоже своего рода новшество, в её конструкции  реализован принцип самонесущих ступеней. Одинаковые элементы были изготовлены на заводе, а затем при помощи болтовых соединений конструкция превращена в жесткую. Металлические cтупени выполнены из полированной нержавейки, а сверху положено стекло Planibel Grey. Каждая ступень за счет общей прозрачности конструкции как бы приподнимает стоящего на ней, он словно находится в невесомости, и каждый следующий шаг меняет его восприятие окружающего пространства благодаря дополнительным бликам, поддерживающим общую игру отражений.

Очень интересно решены террасы. Деревянный объём получился "летающим", потому он поднят над землей на 120 см. Террасы сделаны из древесины ипе, не связанны с домом конструктивно и примерно на 3-4 см отступают от стены здания, в результате чего не возникает проблем с осадками. Выходы на террасы предусмотрены из бассейна и из зала. Из кабинета выхода нет, благодаря чему удалось применить стеклопакеты максимального размера - 4,5 х 6м. Потолок расположен точь-в-точь на уровне их обрамления, за счёт чего происходит визуальная "выворотка пространства".

Алюминиевое оконное обрамление тоже имеет ноу-хау - оно выступает на 120мм. Это специальная разработка, подчеркивающая идею пропилеев. У архитектора эти рамки вызывают ассоциацию с множеством багетов. В каждой рамке - своя картина, которая меняется в зависимости от времени года, состояния, природы, солнца и.т.д.

К сожалению, не всё удалось сделать так, как задумывал архитектор. Например, некоторые предметы мебели, цвет иных поверхностей - пожелание заказчика. А слишком "нарядная" кровать вообще не имеет никакого отношения к лаконизму. Однако в интерьере всё же присутствуют объекты, специально разработанные архитектором. Это стол в столовой, а также все световые решения. Прототип идеального дома для света архитектор нашёл в далекой античности.

ТЕКСТ: НАДЕЖДА ПЛОТНИКОВА
ФОТО: ИВАН ШАЛМИН

СМОТРЕТЬ ПРОЕКТ ПРОПИЛЕИ

НАЗАД


ivan.shalmin.art@gmail.com

(+7) 995 88 28 178